Многообразие штор
ПРИРОДА (ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ) ЕСТЬ НЕ МАСТЕРСКАЯ, А ХРАМ
Нет, конечно, никто не спорит дизайнер и декоратор
– бог и царь интерьера. Без тени шутки утверждаем, что им-то уж точно
лучше нашего известно, как должна выглядеть наша среда обитания. Как
много оформительских ошибок происходит именно из-за того, что мы не
доверяемся им полностью, больше полагаясь на свой вкус. Однако…
Однако, такова наша природа. Изменять ее и трудно,
и незачем. Поэтому, видимо, было бы разумно просто накапливать знания по
оформлению интерьера. Чтобы, все-таки, побеждать не в защите своего
права на ошибку, а в приобретении действительно стильных и при этом
функциональных интерьеров.
ОШИБКИ, КОТОРЫЕ МОЖНО И НЕ СОВЕРШАТЬ
Самая первая ошибка, которую может совершить в этом
деле заказчик, это подумать про декорирование своих интерьеров тканями
тогда, когда строительство и отделочные работы дома или ремонт квартиры
уже завершены. Есть два подхода: удачный – это когда портьеры,
шторы, пологи, чехлы для кресел и покрывала
– часть единого проекта квартиры. И гораздо менее удачный по процессу
работы и даже по результату – когда о текстиле думают, как о «макияже
для дома», которым можно и нужно прикрывать огрехи в размещении батарей,
несимметричное расположение оконных и дверных проемов или неудачное
решение эркера.
Нет, нет и нет! Декорирование тканями – это один из
самых важных элементов всей композиции интерьера. От них зависит колорит
и вся эмоциональная окраска внутренней среды дома. Это – фон, на котором
«прорисовываются» предметы мебели и остального убранства помещения.
Рисунок и цвет тканей даже могут оказывать сильное влияние на зрительное
восприятие размеров и пропорций комнаты.
ЗИМНИЕ ПОРТЬЕРЫ, ЛЕТНИЕ ГАРДИНЫ
В работе дизайнера есть множество «секретов»,
которые надо просто знать и учитывать. О некоторых из них мы сегодня
расскажем. А для начала следует вспомнить, что изначальное назначение
тканей – защищать внутреннюю среду дома от различных внешних и
внутренних влияний: нескромных взглядов с улицы, излишков солнечного
света, шума, сквозняков. Таким образом, декоративные ткани имеют
все-таки разные функции в теплое и холодное время года. Поэтому совсем
неплохо было бы иметь как минимум два комплекта вещей из тканей для
своего дома. Летний – из тонких, но плотных, и зимний, – из пушистых,
тяжелых, ворсовых или толстого плетения.
Такая сезонная смена, к тому же, позволит
периодически разнообразить интерьер, внося те самые перемены, в которых
так нуждается человеческая психика. А кстати, почему бы дому не завести
добрую традицию «переодеваться» еще и в весеннюю, и в осеннюю «одежды»,
если хозяйке, конечно, не лень. Это было бы очень полезно и с точки
зрения гигиены. Любая ткань все же активно адсорбирует пыль.
НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ПРАВИЛ
Следует заметить, что проблема выбора тканей
сводится именно к выбору, а не к поискам. Однако от того сам выбор легче
не становится. Очень важно увязать структуру, цвет и рисунок ткани с
назначением, размерами помещения, его ориентацией, освещенностью,
отделкой, формой и масштабом мебели, характером и цветом всех остальных
тканей — обивочных, ковровых и проч. – и предметов убранства.
При выборе тканей есть несколько общих правил.
Одноцветные безрисуночные ткани легче гармонируют с окружением. Их
красота – в цвете, фактуре и выработке. При выборе рисунчатых тканей,
кроме цвета, нужно учитывать характер, тематику и масштаб рисунка,
увязывать его с масштабом и стилевой трактовкой мебели, рисунком ковров
и др. В одной, особенно небольшой комнате, не следует использовать много
тканей разного рисунка, а также сочетание рисунчатых тканей и обоев.
Сочетание цвета различных декоративных тканей может
быть построено по принципам нюансного (гармоничного) сочетания или
контраста. В первом случае определяется доминирующая, наиболее значимая
ткань, все остальные должны гармонировать с ней по цвету и рисунку. Во
втором – отдельные ткани могут контрастировать с основной, дополняя
цветовую гамму яркими акцентами, деталями.
Насыщенный цвет и выразительный рисунок уместен в
общей большой комнате, гостиной. В спальнях приемлемы мягкие пастельные
тона, спокойная гамма цветов, несущая уют, теплоту и гармонию.
Известно, что портьеры с вертикальными полосами
помогают «поднять» потолок. С горизонтальными – будут уместны в узкой
высокой комнате: она «станет» ниже и уютнее.
Специфический декоративный эффект создает сочетание
тканей с различными фактурами. Благодаря игре светотени в переплетениях
материала цвет фактурных тканей становится глубже, богаче, сложнее.
Фактурным тканям свойственны мягкость тона, матовость, бархатистость.
Они хороши бывают в сочетании с полированным деревом мебели, металлом,
кожей. Ткани с более рельефной фактурой или строго стилизованным узором
(полоска, клетка) уместны при окрашенной мебели и мебели так называемого
этнографического, народного характера.
ПРИЯТНОЕ СЛОВО – МОДЕЛЬ
Это далеко не все, что касается выбора ткани.
Однако нужно поговорить и о выборе модели.
Следует отметить очевидное стремление клиентов
получить тяжелые драпировки, подобные тем, из которых незабвенная
Скарлетт О' Хара сшила себе прекрасное бархатное платье зеленого цвета.
Однако обладателям квартир и домов, выполненных в соответствии с
требованиями современного дизайнерского искусства мастера из салонов
штор стремятся предложить современные решения, в том числе и мягкие
крученые карнизы tvist rod, которые можно заплетать в косы, завязывать
узлами, создавать из них разнообразные объемные композиции, позволяющие
отказаться от ламбрекенов и массивных боковых драпировок. Есть
стремление разрушить стереотип «дорогого» окна, «одетого» в бархат и
шелка, с золотыми шнурами и шитыми жемчугом подхватами. «Дорогим» может
выглядеть окно, драпированное, например, одежными тканями (кстати, в
существующей моде оконных драпировок есть и такое ультрамодное нынче
направление) костюмной и фланелью, подкладочным атласом и «плащевкой», и
даже мягкой замшей и натуральным мехом. Хотя эти тенденции не одобряются
«тканевиками», которые обоснованно считают, что одежде – «одеждово»,
шторам – «шторово».
ЧЕГО ТРЕБУЕТ ОТ НАС МОДА
Кстати, если говорить о моде, то одно из последних
веяний – голубые, зелено-голубые и фиолетовые оттенки портьерных тканей.
Голубой тюль, наиболее теплые его оттенки, пользуется отчетливо
наметившимся повышенным спросом. Равно как и портьеры насыщенного –
королевского – фиолетового цвета. Фиолетовый – весьма радикален и
сложен: трудно предсказать, как он будет «работать» с другими цветами
при смене освещения. Следовательно, он потребует большей подстройки под
себя остального интерьера. Но несмотря на это ожидается, что фиолетовый
разных оттенков, от аметистового до «баклажанного», будет остро моден в
течение нескольких сезонов. Это цвет эпохи Водолея. Он пришел на смену
зелено-болотному и бургундско-красному, пользовавшимся большим успехом в
предыдущие два года.
Впрочем, любителям старины и традиционных
интерьеров мода предлагает так называемую палладианскую палитру,
получившую название по имени Andrea Palladia (1508-1580), итальянского
архитектора. Он работал в стиле позднего итальянского Возрождения и
проповедовал поклонение античному искусству. Основные цвета в Palladian
– бледно-желтый, пыльно-розовый, беж среднего тона (цвет античной
камеи), медно-коричневый, желтовато-зеленый и несколько оттенков
бледно-голубого.
Стиль Al Fresco предлагает в главной роли все тот
же ярко-голубой в сочетании с песочными и бордовыми.
ГЛАВНОЕ – СПОКОЙСТВИЕ
Однако новые веяния портьерной моды не значат, что нужно немедленно
отправлять «старые», которые, возможно, были сшиты в прошлом году,
портьеры на антресоли и срочно менять весь интерьер под введение в него
радикального фиолетового. К счастью, мода на портьеры все же более
консервативна, чем на одежду. Ее требованиями можно временно и
пренебречь, если в уже созданном при помощи профессиональных дизайнеров
и декораторов интерьере вы чувствуете себя уютно и спокойно.
Перепечатано из журнала «Шторы», зима 2004
Мебель в Санкт-Петербурге, №1 2004
|